Утильсбор взвинтили: какие машины улетают в +2–4 млн ₽
Утильсбор — это обязательный платёж, который взимается при ввозе автомобиля в Россию или его производстве внутри страны.
Основные цели:
- Компенсировать потенциальные расходы на утилизацию (сдачу в металлолом, переработку компонентов и т.д.).
- Стимулировать экологически чистые технологии, снизить выбросы, ограничить импорт и использование старых, менее экологичных автомобилей.
- Защитить рынок автопроизводителей — с одной стороны, ограничивая «серый» импорт подержанных автомобилей, с другой — создавая условия, по которым производители обязаны участвовать в утилизации.
История: как всё начиналось и как эволюционировало
Вот хронология ключевых моментов:
Год / Период | Что произошло |
2009–2011 | Первая программа утилизации: владелец старого авто сдаёт его и получает скидку при покупке нового, сделанного в России. |
2012 | Законодательство закрепило утильсбор при таможенном оформлении импортных автомобилей. Подписаны изменения в закон «Об отходах производства и потребления» и в Бюджетный кодекс. |
2013 | Утилизационный сбор расширяется: производителей (и импортеров) обязали участвовать, также вводятся ставки в зависимости от объёма двигателя, возраста автомобиля и др. |
2019–2020 | Значительное повышение ставок: индексация, усиление коэффициентов, особенно для старых и мощных авто. |
2024 | Очередной виток повышения. Ставки выросли примерно на 70–80 %. |
2025 | Подготовка реформы (вступление в силу изменений с ноября 2025) — пересмотр базовой ставки, ограничения льгот по мощности, ужесточение расчёта, ставки для разных категорий сильно увеличиваются. |
Основная механика: как рассчитывают утильсбор
Чтобы понять, сколько придётся платить, надо понимать, из каких элементов складывается платеж:
- Базовая ставка — фиксированная «отправная точка». Для легковых авто для физлиц в 2025 году — 20 000 рублей.
- Коэффициенты, которые модифицируют базовую ставку в зависимости от:
- объёма двигателя или моторной мощности.
- возраста транспорта (новых / до 3 лет и старше 3 лет).
- типа двигателя (электромобили, гибриды и их подкатегории).
- статуса ввоза: для личного использования или коммерческого / для перепродажи.
- Льготные ставки — когда применимы по возрасту / мощности / использованию. Например, для физлиц, личного пользования по принципу “один автомобиль в год” может быть применён льготный коэффициент.
- Прогрессивная шкала — особенно в грядущей реформе мощность двигателя будет важным фактором, и льготы будут ограничены по мощности (например, до 160 л.с.).
Сколько было раньше vs сколько теперь
Вот сравнение ставок и степени изменений:
Категория авто | Ставки раньше / базовые цифры | То, что будет / уже стало в 2024-2025 |
Лёгкие новые автомобили физлиц (до 3 лет, двигатель до 3 литров) | Льготный сбор — несколько тысяч рублей (≈ 3 400 руб. либо 5 200 руб.) | Остаётся льготным, но с новыми ограничениями по мощности и возрасту. |
Авто с объёмом двигателя 1-2 л / 2-3 л / 3-3,5 л / свыше 3,5 л | В 2023-2024 ставки были в пределах сотен тысяч — для мощных машин уже более миллиона рублей. | В 2025 ставки для мощных авто взлетят до ≈ 2-4 миллионов рублей и выше. |
Коммерческие случаи / перепродажа / использование не для личного пользования | Коэффициенты были выше, но в ряде случаев люди не ожидали значительной доплаты. | Коэффициенты для коммерческого утиля и “не личного” использования теперь настолько высоки, что сбор иногда достигает сумм почти сравнимых с ценой авто. |
Что изменится с ноября-2025
Главные нововведения:
- Льготная ставка не будет применяться к автомобилям мощностью свыше 160 лошадиных сил. То есть «свободно льготно» ввезти мощный авто по старым условиям уже не получится.
- Повышение коэффициентов и ставок по большинству категорий. Для мощных многолитровых авто — особенно люксовых, премиум и внедорожников — утильсбор станет существенной частью стоимости.
- Льготные условия по возрасту / личному пользованию останутся, но будут ограничены по мощности/другим параметрам.
Примеры
Вот как рост утильсбора повлияет на цены на конкретных примерах:
- Пример BMW X5: по новым условиям ожидается рост цены примерно на 250 000 рублей.
- Toyota Highlander — около +150 000 рублей.
- В минивэне гибридном из Японии с низкой мощностью — с текущей цены ~1,25 млн руб., утильсбор по новым ставкам может составлять около 1,2 млн рублей, т.е. почти как стоимость авто.
Что ещё важно знать
- Даже если ты заказал авто или оно идёт в транзите, новый закон может применяться, если автомобиль прибывает/растаможивается уже после начала действия новых правил.
- Машины, ввезённые с «параллельного импорта», часто подлежат коммерческим ставкам, которые гораздо выше льготных.
- Экономия за счёт льгот возможна, но она сильно зависит от мощности, возраста и статуса ввоза.
По остальным моделям и точным расчётам смотрите на financeanalitics.ru
Комментариев пока нет.