Отмена контрольных работ муниципального уровня в школах России
Власти пообещали снижение общей учебной нагрузки в школах России.
Недавний опрос среди российских школьников выявил, что значительная часть учащихся обеспокоена увеличением объема домашних заданий. Согласно данным исследования, 66% школьников отметили, что перегружены домашними заданиями. Кроме того, 51% респондентов указали на обилие контрольных работ, 42% выразили недовольство устаревшей инфраструктурой школ, а 37% отметили отсутствие интернета и электронных образовательных ресурсов. Также были упомянуты вопросы, связанные с качеством питания (30,5%) и недостаточной увлекательностью уроков (30,3%).
Как отмечает Евгения Матвеева – эксперт Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС – с 2024 учебного года в школах России запрещено проведение контрольных работ муниципального уровня (иными словами – городских). Такое решение было принято для снижения нагрузки на школьников и педагогов, а также для упорядочивания системы оценивания знаний. О новых правилах сообщил глава Рособрнадзора на совещании с регионами. Теперь все контрольные работы на региональном уровне могут проводиться только с предварительного согласования с Рособрнадзором. В ведомстве отметили, что уже согласовано 39 оценочных мероприятий в 20 регионах, которые направлены на проверку знаний родных языков и функциональной грамотности. Другие оценочные процедуры, если они не согласованы, признаны неправомерными. Эти изменения призваны уменьшить нагрузку на школы и освободить время для образовательного процесса. Как показали исследования, ранее на контрольные работы и диктанты уходило до 35% учебного времени и более 60% времени внеурочной деятельности, что стало существенным бременем для учащихся и учителей. Новый порядок предусматривает, что если школа получает распоряжение о проведении несогласованной контрольной работы, директор имеет право отказаться от её проведения и сообщить об этом в Рособрнадзор.
Несмотря на запрет городских контрольных работ, учителям разрешено продолжать проводить свои собственные контрольные в рамках учебного процесса. Это необходимо для того, чтобы педагоги могли следить за успехами учеников и корректировать учебные программы. Введение новых правил не отменяет привычную педагогическую практику контроля знаний, но упорядочивает процесс оценки на уровне региона и школы. Основная цель этих изменений – не просто снизить нагрузку на школьников, но и сделать образовательный процесс более эффективным. Многие педагоги и эксперты по образованию уже давно высказывали обеспокоенность тем, что чрезмерное количество контрольных и проверочных работ мешает полноценному усвоению материала. Школьники тратят слишком много времени на подготовку к многочисленным диктантам, тестам и другим формам проверок, что снижает их мотивацию к обучению. Вместо того чтобы углубленно изучать предметы, ученики оказываются в ситуации постоянного стресса, связанного с подготовкой к оценочным мероприятиям.
Новые правила помогут избежать перегрузки учащихся внеурочной деятельностью. Согласно данным, представленным Рособрнадзором, ранее до 60% времени вне учебных часов уходило на выполнение различных проверочных заданий и тестов. Это не только отнимало время, которое могло бы быть использовано на дополнительные занятия, творческое развитие или отдых, но и вызывало переутомление среди школьников. В результате снижалась общая продуктивность обучения, а ученики сталкивались с эмоциональной и психологической усталостью.